Все о земельных отношениях: кадастровый учет, право собственности, купля-продажа, аренда, налоги, ответственность
ВСЕ О ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ, ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ, КУПЛЯ, ПРОДАЖА, АРЕНДА, НАЛОГИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ С учетом изменений земельного законодательства, в том числе не вступивших в силу В.А. ЕРШОВ Глава 1. ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ В
соответствии со статьей 9 Конституции РФ земля и другие природные
ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа
жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей
территории. При этом они могут находиться в частной, государственной,
муниципальной и иных формах собственности. Данная норма включена в
положения, составляющие основы конституционного строя РФ, и в силу ее
принципообразующего характера является базовым императивом,
определяющим характер правового регулирования земельных отношений и
содержание земельного законодательства. В развитие данного
конституционного положения установлены следующие принципы земельного
законодательства (статья 1 Земельного кодекса РФ): 1) учет значения
земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому
регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется
исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в
качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе,
используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и
лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной
деятельности на территор ии Российско й Фед ерации, и одновременно как
о нед вижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на
землю; 2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента
окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном
хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества,
согласно которому владение, пользование и распоряжение землей
осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не
наносит ущерб окружающей среде; 3) приоритет охраны жизни и здоровья
человека, согласно которому при осуществлении деятельности по
использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и
осуществлены такие виды деятел ьности, которые позвол или бы обеспечить
сох ранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное)
воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших
затрат; 4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и
религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на
землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные
организации (объединения) и религиозные организации имеют право
принимать участие в подготовке решений, реализация которых может
оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране,
а органы государственной власти, органы местного самоуправления,
субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить
возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены
законодательством; 5) единство судьбы земельных участков и прочно
связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с
земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за
исключением случаев, установленных федеральными законами; 6)
приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых
территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных
земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными
лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов,
земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных
земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей
ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными
законами. Установление данного принципа не должно толковаться как
отрицание или умаление значения земель других категорий; 7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; 8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; 9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами; 10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; 11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли. Данные
принципы отражают обусловленный спецификой предмета и целями
регулирования комплексный характер земельного законодательства, в
систему которого интегрированы нормы разной отраслевой принадлежности,
устанавливающие или охраняющие те или иные права, связанные с землей.
Наряду с соответствующими положениями Конституции, а также Гражданского
кодекса земельное законодательство включает в себя значительное число
специальных норм, доминирующих в системе земельноправовой регуляции,
представленных прежде всего Земельным кодексом, рядом других
федеральных законов и законодательными актами субъектов РФ, принятых
ими в пределах своей компетенции. Кроме того, некоторые, связанные с
землей, отношения регулируются нормами административного, налогового,
уголовного права в части установления полномочий государственных и
муниципальных органов в соответствующей сфере, а также ответственности
за нарушение земельных прав.